Памяти свакария

 

Сегодня хочется поговорить, а может, в большей мере как бы сделать наброски в отношении деяний и жития преподобного отца нашего Макария Желтоводскаго и Унженскаго чудотворца.

1. Первым делом, хочу сразу оговорить срок его пребывания при Желтом озере, что в пределах лысковских (Нижегородское Поволжье). Известно, что монастырь им основанный просущестовал всего 4 года, начинай с 1435 года. Затем был уничтожен татаро-монголами (именно ими, а не булгарами). Однако нигде не сказано, когда именно пришел бывший монах Вознесенского Печерского монастыря из Нижняго Новаграда. Не сиключено, что сие произошло в 1420-е годы. Он искал уединения ради Христа. Однако его нашли и приняли Слово Божие представители коренного населения  нашего Поволжья: мордва, марийцы(черемисы), чуваши и татары-булгары, часть из которых была магометянами, а иные даже язычниками. В это время Лысково на правом берегу Волги уже принадлежало Московскому Великому Князю, который посадил в Лысковскую крепость своего воеводу. Ибо Лысково на то время было самым восточным форпостом Руси на Волге. Однако левая сторона матушки-Волги был под контролем татар (монгол), выходцев из Золотой орды, которые захватили по сути дела Казанское ханство. Поэтому когда один из отрядов Улу-Мхмета во главе с его сыновьями наткнулся на монастырьо вои не пощадили обитель. Иноков, в числе сорока братьев, они убили как предателей веры агарянскойбо первыми монахами и были представители народов Поволжья, а преподобного Макария взяли в полон: русского можно было потом выгодно продать. Однако когда святаго увидел сам хан Улу-Махмет, то пришел в ужас от встречи со святым, и жестко наказл своих сыновей, поднявших руку на старца… И чтобы загладить вину дал свободу св. Макарию, да еще в добавок освободил с ним 40 мужей, не считая детей, женщин и стариков…То есть числом около 200…Потому преподобного в акафисте уподобляют даже св. пророку Моисею. Ибо хан просил покинуть, тем не менее, пределы Желтого озера, разрешив только захоронить достойно убиенных монахов, первых святых поволжских мордвы, марийцев, чувашей и татар-булгар…

И вот далее также любопытный факт: когда тронулась в долгий путь бывшие полоняне во главе с монахом, то путь они преимущественно держали по левому берегу Волги, который более труднопроходим, нежели правобережный…И народ, высвобожденный, св. Макарий устремился к реке Унже, что примерно в 200 верстах ( по прямой) от Желтого озера, а  не провел в то же Лысково, которое отстоит всего в 5 километрах от него…

В этой ситуации думается, что Улу-Махмет просил не покидать свои пределы, а попросил святаго поселиться лишь на окраине (северной) своего ханства. Это была не ссылка, а просьба молитвенной защиты ханской области…

2. Среди лысковцев есть несколько точек зрения на местопребывание первого монастыря. Классической считается, что святая обитель в честь Пресвятой Троицы стояла именно там, где и поныне стоит монастырь, только уже с середины XVII столетия одетый в камень. Желтое (его стали еще звать Святым, потому что в нем преподобный крестил всех жаждущих спасения во Христе) озеро поглотила Волга, которая за последние века добежала от Лыскова до нынешних стен святой обители.

Но относительно недавно тсали раздаваться голоса, что преподобный обитал, а потом собрал первых монахов почти в 5 верстах к северо-востоку от нынешнего поселка Макарьев. Это местечко ныне зовется Медоланом. Однако, думается, что по праву можно применить к таковым народную мудрость: слышали звон, да не ведали откуда он… Против сей точки зрения говорит само житие святаго. По преданию св. макарий ходил по воду на озеро, которое лежало в 3 верстах от его келлии, а потом и обители в сторону Лыскова. То озеро образовано старицей Волги. Теперь оно зовется Макарьевским. При нем уже в последние века была часовня именно в память преподобного нашего отца. А сама же Волга была ближе к крутому правому берегу. Ближе к Лыскову. В то же время река Керженец протекала за келлией старца, к северу от него. Что же касается Медолана, то до него почти 5 верст только от самого Макарьева… И в самом деле, на Медолане был не монастырь, но монастырская пустынь в честь святителя Амвросия Медиоланского (таким образом: Медолан – не что иное, как современное название города Милан)…

3. Правильное название нашего древнего монастыря: Свято-Троицкий. Так это имя перешло от преподобнаго Макария. Не исключено, что сие святое место было открыто отшельнику Самой Пресвятой Троицей, Которая изображается на всех древних иконах нашего заволжскаго старца. Благословляющая Святая Троица…И только уже в 17 столетии стали называть обитель еще и Макарьев-Желтоводской, чтобы не путать с Макарьевской Унженской, которую также основал прп. Макарий. Потому он и чудотворец Желтоводский и Унженский.

Hosted by uCoz