Первая церковь Лыскова

                                                                                  iерей Владимир Щанов

 

            1.Однажды приходит вопрос, на который пытаешься ответить десятилетия. Один из них, простой на первый взгляд: что же такое Лысково: крепость, город или село? И все начинается с 1410 года, когда впервые упоминается в Летописях Лысково…но до сих полного ответа не имеем… Второй – происхождение названия «Лысков(о)»… И вот ныне приступаю к поиску: какая была первая церковь в нашем городе (крепости, селе)?...

            И отправной точкой становится «Список старинной грамоты 1632 года». Он сделан с Писцовой книги Лысковской волости 1622-1626 годов, которую составил Семен Жеребцов да подъячий Яков Гневашев.

            Обращает на себя тот факт, что в Писцовой книге не упоминается владелец села. Однако имена составителей книги уже имеют форму будущих фамилий, основанных на прозвищах.

            Итак, «Село Лысково наречке Сундови(н?)ка на церковы воимя рождества Iоанна предтечи древяна верхъшатровъ». Здесь Лысково именуется селом, находящимся на речке Сундовик и вместе с тем, стоит «на церковы», то есть основной (и кстати, на то время – единственный) храм жителей. Деревянный, шатровый. Кажется, тут же и можно было бы порадоваться: имя церкви теперь известно! Однако, Лысково имеет куда большую историю. И за те века его существования могли бы быть и другие храмы… Ибо археологическими раскопками в 1950-е годы доказано, что уже в 12-13 веках на мысе слияния Волги и Сундовика, на том месте, где потом была Лысковская крепость, а ныне – Оленья гора – находилось русско-мордовское поселение… С 14 столетия наша крепость несла пограничную службу и в ней в 1423 году находился воевода Московского Великого Князя…

            Однако иных более ранних документов на сегодняшний день не имеется, потому именно церковь в честь Рождества Иоанна Крестителя можно назвать одной из первых в Лыскове… И думается, что это не случайно. Лысковцы были ярыми поклонниками языческого праздника Ивана Купалы аж до 1917 года. И ходили поклониться язычеству на…Оленью гору… А как известно, идольское торжество приходится именно на Рождество Иоанна Крестителя. Потому Сам Господь мог поставить во главе воинства духовного в наших краях еще с древности (с того же 14 века) Своего Крестителя…основав церковь в Лысковской крепости в том числе…впрочем, это более догадки…

            А между тем в храме были: запрестольный образ «пречистыя Богородицы Одигитрия» да «образ пречистыя Богородицы владимирския», а также икона «николы чудотворца". На престоле «Евангелий писменой», а «втрапезе образ страшного суда золота».

            Перечислено и духовенство тех лет, которое состояло из трех попов: Михайло Александров, Иван петров, Тимофей Сосинов; дьякона – Иван васильев; дьячка «Богдашка Григорьев» и пономаря «Ивашко Трофимов»… И тут же попутно заметим, что у людей высокого ранга имена писались в полной форме, в то время, как у простых применялся уменьшительный суффикс. Интересно, что поп звался не Михаил, а «Михайло»…

            Здесь же упоминается девичий монастырь, строенный «поновой»ли впервые; «внем храм рождества пречистыя Богородицы». Игуменьей названа Таисия, было у них 15 келлий, в которых «живут рядовы старицы».

            В Лыскове тогда было два дома «прикащиков» да два мирских сходных, а также два двора монастырских «да стошесть дворов крестьянских». А «непахотных оброчных дворов двести пятьдесят…а вних двестидевяностопять человек».

            «Да вселе же Лыскове кабак…поварня…погребыанбары…сусло». В Лыскове был двор «нижеГородцаДмитрея Борисова». Имелось 30 лавок, 15 полулавок, три харчевни,14 кузниц…

            Словом, село было большим, но в нем была только одна церковь и женский монастырь… Зато через дорогу от него, но уже «под селом Лысковым» имелся еще и мужской монастырь «пречистыя Богородицы Казанске наречке Сундовике ставил наново внем церковь воимя пресвятыя Богородицы Казаншне авцеркве образ пречисты Казанске оклад серебрян золочен басмяной». «…авнем живет черносвященник Аврамеи да сним живут шесть братов».

            Еще в Писцовых книгах 1620-х годов зафиксированы два монастыря. Упоминаются сенные покосы и выгонная земля Покровского девичьего монастыря «деревни Трофимовския», и эта деревня еще издревле звалась «Монастырской». И многие думают поныне, что теперешнее село Трофимово всегда было связано с Макарьев-Желтоводским монастырем. Но на поверку выходит, что оно было вотчиной Покровского девичьего монастыря, довольно известного монастыря, который находится в стольном (некогда) граде Суздале…

              Другой монастырь упоминается в связи с покосами у Кузнечихи (там 8 дворов и стоит на речке Коростылихе), неподалеку от «деревни Трофимовы». Так вот эти земли принадлежали «Николы Угрешского монастыря», что находился и ныне возрожден в Помосковье

            И раз уж зашла речь о лысковских поселениях, то перечислю, что законспектировано и мною:

            под Казанским монастырем Слободка Бобыльская, 24 двора, «староста Кондрат Лаврентьев сын Маров…»;

            «Деревня Лысая Гора на речке наушаковке»,16 дворов крестьян;

            «Деревня Неверово наречке на валава», «сорок дворов»;

            «Деревня Преснецово наречке навалавкетрицатьшестьдворов»;

            «Деревня Уварово наречкенавалавкедвацатьшестьдворов»;

            «Деревня Ляпуны на речке на ляпунке», 59 дворов;

            «Деревня Мунари на речкенамунарке», 32 двора;

            «Деревня Красная Лука на речкена Сундовике», 64 двора;

            «Деревня Кириково на речке на Сундовике», 50 дворов;

            «Деревня Головково на речке на Головковке», 9 дворов;

            «Деревня Баранниково на речке на Сундовике», 9 дворов;

            «Деревня Белавино на ключе», а в ней – 21 двор;

            «Деревня Оленина Гора на речке на Сундовике», 9 дворов;

            «Деревня Окинино на речке на Килл…(неразборчиво)», 9 дворов.

            Также упоминаются починок Крутинов, пустошъ Короткое и пустоши Балуевы, мельница, Кокорековы поляны. Кстати, отмечены и озера: Макарьево озеро, Плосково (в другом месте – Плоское), Черное.

Попутно отмечу, что при размежевании земель нигде не упоминается Макарьев-Желтоводский монастырь (в частности, в случае фиксации названия «Макарьево озеро»). Это дает основание на жизнь предания, что сие озеро названо не в честь монастыря или населенного пункта, а именно связано с самим преподобным Макарием Желтоводским и Унженским чудотворцом, который ходил за хорошей водой на это озеро еще в 1435-1439 годы, а может, и ранее. Ибо вода в этом источнике всегда отличалась особой чистотой и была холодна. Но этот факт может говорить еще и о том, что в начале 15 века Волга протекала в самой близости к Лысковской крепости, которая возвышалась на крутояре, который только потом стал называться Оленьей горой… И в то же время, в данных Писцовых книгах не упоминается ряд озер, вроде Песочного и Грязного, что может говорить о том, что в те годы они были еще в русле реки Волги…

 

2. К Списку старинной грамоты 160-го года (по-современному, 1632 года) добавлена и выписка «Вышегородских книгах,переписи князь Iвана Шеховского даподъячего Прокофа Симонова 154-го году» (1646 года), «взакудемском стану написано: забоярином заБорисом Ивановым Морозовом в вотчине, что было в курмышском уезде государево дворцовое село Лысково з деревнями». Тогда уже записано, что в Лыскове был двор «чюдотворца Макария желтоводского» монастыря. Упоминается, что к Лыскову относилась и пустынька «мужского монастыря» с церковью архидиакона Стефана,  да там же и бобыльская слобода (ныне – Исады). Поминаются и оба монастыря: в честь Рождества Божией Матери (девичий) и мужской во имя Казанской иконы Богородицы.

            Таким образом, если в 1630-е годы владелец Лыскова не упоминался, то через десять лет указан Борис Иванович Морозов.

            В эти же годы у нас, в храме Рождества Иоанна Крестителя, служил священником и будущий Патриарх Никон, бывший послушник Свято-Троице-Макарьев-Желтоводского монастыря.

            Отметим также, что князь Iван назван не Шаховским, а Шеховскимто может говорить о том, что прозвание этого старинного рода в то время воспринималось в двояком написании…

 

         3.  Следующая запись о Лыскове находится в документе, который именуется так Книга Писцовая Лысковския волости писма писца Кирилы Данилова да подъячего Галахтиона Михаилова 189 Году».  Перечисляется многое, что имелось «вЛыскове и в лысковском уезде». Таким образом, в 1681 году упоминается Лысковский уезд…Но об этом – в другое время рассказ…

 

Hosted by uCoz