Переселенцы.
Собирая топонимы, приходится вникать
и в устное народное творчество. В легенды и были. И нередко это дает свои
плоды. Вот, к примеру, у жителей Белозерихи (Лысковский район, Нижегородская область)
есть предание, что они – переселенцы. Их переселили (насильно это случилось или
добровольно – о том уже не помнят). Пришли они с берегов Белого озера. С
северо-запада.
Таким образом, так и происходило
обживание новых земель. Устраивалась новая жизнь. При этом в 18-19 веках
переселения происходили под контролем государства. Впрочем, не совсем верное
слово, скорее под патронажем, прикрытием и заботой. Людям выделялись средства,
земля, покрывались затраты, вручались деньги за их бывшую деревню (или часть
села). Ибо освоение новых земель – это была часть политики Государства
Российского. И это было выгодно народу, ибо переселенцы, в том чисел,
освобождались от налогов. На определенное время, разумеется. Поэтому случай с
белозерихинцами не единичен, а закономерен. Просматривая каталог в Российском
государственном историческом архиве, обнаружено немало документов. Так,
например, в фонде Первого Департамента под 1849-1854 г.г. находим дела « О
прошении государственных крестьян села Елховка Нижегородской губернии о
переселении их в Оренбургскую область», «О прошении крестьян Пензенской
губернии о переселении их в Оренбургскую губ.». А вот крестьяне Ивановской
волости Макарьевского уезда Нижегородской губернии изволили пожелать
переселиться совсем рядом: «на Богородскую пустошь той же волости», - то есть
современное название села Богородское,
что в нескольких километрах от поселка Макарьев Лысковского района. Другие нижегородцы, пензяки, вологжане и иже
иные во множестве в 19 веке желали осваивать новые земли на Кавказе и в Сибири.
И о всех проявляли внимание разные государственные инстанции: Земское отделение
МВД, хозяйственное управление Синода и другие… Нечто подобное происходило и
ранее, в иные века жизни Руси и России.
Так появлялись вместе с
переселенцами на новых землях…старые названия. Многочисленные, например, Елховки. Но не только: село Онежье в бывшем Яренском уезде
Вологодского наместничества говорит о том, что в нем жили первоначально
пришельцы с реки Онега.
Лысково
на Урале – не исключено – появилось благодаря лысковцам с Волги. А вот, в свою
очередь, Лысково Лысковского района в Нижегородском Поволжье могло появиться
благодаря…лысковцам с Запада, где ныне находится государство Польское… То есть
благодаря западным славянам, которые, подобно украинцам, во множестве
переселялись на Русь, убегая ассимиляции и рабства от других племен и народов.
А может, обживая те же новые земли. Известно ведь, что реки Кудьма и Сундовик в
14 веке были пограничными рубежами русичей с мордвой и булгарами. Селиться на
этих землях было поначалу вовсе не безопасно. Уже обжившие свой участок
нижегородцы не спешили переступать опасный рубикон. На это могли решиться в
первую очередь пришельцы из других краев… Поэтому получается, что название
селения Лыскова на будущей Оленьей
горе было не географическим (не по внешнему виду поверхности) и даже не столько
именем отдельного человека, но могло указывать на родоначальника пришельцев по
имени Лыск. Ибо те же переселения уже
в веке 19-ом подтверждают версию: переселенцы были родственниками, довольно
близкими, единого рода-племени: родные братия, двоюродные, вплоть до третьего
колена, но, вероятно, не далее. В 18-19 веках переселялись деревнями, то есть именно в этой административной единице в те
времена была самая тесная родственная связь между ее обитателями. Размытие было учинено в век советской
власти, когда многие из нас даже потеряли свои родословные корни, не ведая
истории своего рода, а, стало быть, слабо разбираясь и в истории Отечества, да
и всего человечества.
Таким образом, на примере 18-19 веков мы
обнаруживаем определенную закономерность перенесения топонимов из одного края
на другие земли. И приступая к изучению того или иного имени, не будем упускать
из виду, что история названий может оказаться куда сложнее и богаче.
Крестопоклонная
седмицы. Великий Пост. 2009.