Судьба Лыскова.

                                                           (размышления)

                                                                                                          iерей Владимир Щанов

 

            Судьба Лыскова затрагивает многих живущих в этом городе, районе. Но и не только. Это – часть истории общей как России, так и мировой.

            С 1983 (примерно) года меня заинтересовала история именно Лыскова. Чем и занимаюсь (отчасти) поныне. Само место привлекает внимание любого приезжего. Оленья гора – вещает больше. Чем мы можем воспринять.

            Все настоящие изыскания, анализ и обобщение, конечно, я всегда соотносил с трудами нижегородских ученых И.А. Кирьянова и В.Ф.Черникова (с последним имел честь встречаться и беседовать). При этом замечу, что в наших краях (Нижегородских) краеведы и ученые как бы подразделялись в двух направлениях: одни считали и считают, что эти земли – сугубо славянские (русские). Другие говорят о финно-угорских корнях. Моя позиция, как и третьих: Нижегородское Поволжье - исконные земли финно-угров. Однако первыми эти места заселяли представители финских племен, которых звали и зовут коми, потомки которых потом разделялись на зырян и пермяков. Одни ушли на Каму реку и Урал. А зыряне - на Север, поселившись бок о бок с финнами, карелами и саамами на Кольском полуострове, на современных территориях Коми и Ханты-Мансийской Республики, вплоть до древней Якутии. В конце 10 века сюда, на волжские просторы, потянулись славяне. Думаю, что это были северо-восточные и даже западные.

            Викинги вместе с варягами (думаю, что это верное название западных балтийских поморских славян) и новогородцами осваивали и освоили путь из Балтики на Восток именно по Волге на грани тысячелетий. Через пару веков они поднимутся выше, к Северу, через Вологодские пределы, чрез тех же зырян – еще дальше на Север и в Сибирь…

            Думаю, благодаря военной поддержке морских людей Скандинавии и балтийских поморов, новгородцы двигались по Волге с верховьев в Низ. К 10-11 векам наши земли назывались Низовскими. Тут заканчивалась власть русских (славянских) князей. Дальше шли племена финнов, угров, булгар… Однако, именно первыми и единственными раскопками на Оленьей горе, проведенными И.Кирьяновым в 1955-м году, выявлено, что на самом мысу нынешней горы, обращенном к устью Сундовика, который именно здесь встречался с Волгой, было селение. Причем очень и очень древнее. Его возраст исчисляется тысячелетиями (!). Один из самых молодых пластов – селение 12-13 столетий. По мнению ученого, это было русско-мордовское поселение. И не исключено, что оно имело название уже тогда Лысково. При этом, русские и мордва жили несколько обособленно. То есть еще ассимиляция не была активной. Думаю, что русские эти были отчасти – новогородцы, народ торговый, а также – и те, кто бежал, сохраняя славянские верования от Святого Крещения. Почему новгородцы – потому что это был уже не чисто славянский народ, а ассимилированный с финскими, скандинавскими племенами, куда стремились и западные славяне. А по изысканиям В.Черникова в 1963 году было установлено, что в 14 веке Лысково – город!

            В середине 14 века Нижегородское княжество обрело самостоятельность (на радость князьям, потому что простому народу от этого все одно никакой прибыли не было).  Однако в это время Закудемская сторона еще не была плотно заселена переселенцами с Запада, о Лыскове вообще не было документальных упоминаний. Были регулярные набеги на Нижний Новгород, в том числе мордовских войск во главе со своими князьями. И вот  именно во второй половине 14 века, думаю, и началось строительство настоящей крепости на местечке, которое называлось Лыск или Лысков или даже Лысково (не исключаю, конечно, что имя это могло восходить и к финскому названию даже народа комму – но об этом в другое время). В стратегическом смысле место тут было очень удобное: крутые берега Сундовика и Волги были естественным почти непреодолимым препятствием для ворога. Оставался только перешеек с западной стороны… Лысково с той поры стало городом пограничным. Вплоть до полного уничтожения Казанского ханства. Дополнительно о военной обязанности говорят и такие топонимы как Просек и Засек, которые были военной границей, где, вероятно, находились боевые посты.

            Однако когда Волга стала постепенно отходить (а иногда она могла изменить свое русло в несколько десятилетий!!) к северу от Лыскова, то народ стал расселяться на правом, более пологом берегу реки Сундовика, где возможно было заниматься по-настоящему хлебопашеством. Но при нужде можно было спрятаться и за стенами крепости высившейся на красивом мысу…

            Первое упоминание относится к 1410 году: бысть бой на Лыскове – так записано в Никоновской Летописи. Дрались, мягко говоря, москвичи с нижегородскими, последним помогала и мордва. Итог битвы – в пользу последних…однако уже через десятилетие, в 1420-е годы, Лысково становится собственностью Москвы – Великого Князя Московского. Здесь же находился и воевода. В Лыскове, разумеется.

            Однако, когда – а всего вернее сперва со строительством Васильсурска, а затем – что главнее – из-за падения Казани -  лысковцы переселились на современную территорию города вместе с управой. И – вместе со своим именем – Лысков(о). Однако – тогда это был ремесленный посад, с огородами жителей. Вот отсюда – продолжение жизни лысковцев, но забывание о городском происхождении. Лет на 250-300 Лысково будет восприниматься только как село. Соответственно называться и писаться его имя…

            С этим я никогда не был согласен. Когда мы в 2010 году будем праздновать 600-летие, то праздновать юбилей города или села? Город нес боевую службу пару веков, с начала 20 века – вновь возвращен (считаю: возвращен!) статут города (заслуженно!!). Лысково никогда не занимался сельским хозяйством, он знаменит своими ремесленниками, фамилии которых мы встречаем среди их нынешних потомков!

            А бой в 1410 году был на память святого преподобного Иоанна Кущника, то есть 28 января современного стиля (15 – по-старому). И связано это событие с грустным, даже трагическим временем становления Руси - России. Когда лилась кровь. Обоюдная гордыня – в обоих воинствах – несла смерть земную.

            Кротость и настоящую любовь несли слуги Христовы такие, как преподобный Макарий Желтоводский и Унженский чудотворец, которого любили и русские князья и татрские ханы; святитель Стефан Пермский, который проповедовал Евангелие тем самым зырянам, которые некогда жили именно на тех землях, которые сегодня называются не только Лысковским районом, но и Нижегородским Поволжьем в том числе…

 

 

 

Вмч. Феодора Тирона, Великий Постъ, 2009 г.

Лысково.

 

Hosted by uCoz